Человек, посадивший растение, не станет легкомысленно губить дерево, посаженное другим.
Под школьный сад отводят большую площадку, чтобы на ней было достаточно места для отдыха и игр на свежем воздухе во время перемен. При планировании весь школьный участок рассматривают как единое целое.
Озеленение дороги, ведущей в школу (ширина 3,5 м), должно оставлять приятное впечатление. Так как дорога неизбежно пересекает большое садовое пространство, то поблизости от нее должны быть места отдыха. В менее заметной части садового участка с северной или восточной стороны здания размещают хозяйственный двор, который отделяют деревьями, кустарниками и решетками. В дальних уголках сада прокладывают дороги шириной до 1,5 м, которые могут быть земляными, гравийными, асфальтированными или каменными.
На пришкольном участке сажают разнообразные растения: деревья, кустарники, однолетние и многолетние цветы. Часто на пришкольном участке закладывают плодовый сад и декоративный участок с этикетированными деревьями и кустарниками. Места для отдыха могут быть как в тенистых, так и в солнечных местах, но в любом случае они должны быть хорошо защищены от ветра. Большую радость доставляет детям вода, поэтому хорошо в центре заасфальтированного или покрытого плитами школьного двора построить фонтан.
Цветы на пришкольных участках необходимо использовать в общем оформлении сада на специальных рабатках поблизости от здания школы, рядом со стеной и дорогой и около мест отдыха. На школьном дворе с твердым покрытием для посадки цветов оставляют маленькие островки земли или ставят туда ящики с цветами. Низкие многолетники, горные растения высаживают в расщелины стен сухой кладки с солнечной или теневой стороны.
Большое оживление вносят в сад луковичные. Тюльпаны и нарциссы высаживают на солнечных местах газона чередующимися пятнами, а между ними весной сеют эшшольцию, иберис и календулу или высаживают в конце мая — начале июня, когда листья луковичных засохнут, специально подращенные однолетники (доротеантус, летний флокс, немезию, лобелию).
Обособленные рабатки однолетников хороши около дороги по краю газона.
Для учебных целей в школьный сад высаживают много разных видов деревьев и кустарников. Около тенистой, восточной или северной, стены сажают жасмин, калину, снежноягодник, махонию, кизыльник и боярышник.
Деревьями и кустарниками желательно оградить границы участка, оставив открытыми лишь особенно красивые виды. Деревья и кустарники отделяют школьный участок от улицы, заглушают шум, а в городах еще и очищают воздух.
Если есть возможность, хорошо создать специальный дендросад, запроектировав там дорожки для прогулок и места отдыха. На деревья и кустарники надо повесить этикетки с названиями растений. Не следует злоупотреблять в саду живой изгородью и дробить его. При планировании следят, чтобы перед фасадом школы осталась зеленая площадка.
В теплые весенние дни хорошо проводить занятия на свежем воздухе. Для этого можно использовать площадки для отдыха.
В городе, где около школы наблюдается оживленное движение транспорта, пришкольный участок огораживают кустарниками или сеткой высотой 1,2 м, посадив с обеих ее сторон шириной в 1—2 м деревья и кустарники. Пришкольные участки в сельской местности отделять не следует, лишь со стороны господствующих ветров высаживают ветрозащитные полосы.