Водяная краска не соединяется с дегтем, как например известковая краска и жирное стекло с чистым цементом.
Казеиновая окраска могла бы служить покрышкой для обмазки из дегтя, но она не будет прочно держаться на последней, ибо деготь слишком гладок и, кроме того, сильно меняется в объеме при колебаниях температуры. Водяная краска не может поспеть за всеми изменениями объема, вследствие чего скоро начинает лупиться.
Масляная окраска, свежая и эластичная, также могла бы отвечать всем этим качествам дегтярной обмазки, но здесь выступает на сцену другое обстоятельство, тоже препятствующее применить масляные краски для покрытия дегтя. Если какая-либо поверхность покрыта дегтем только один раз, как это обыкновенно делается при окраске фронтонов домов, то получится нерастворимый в воде слой дегтя, который имеет способности размягчаться и расширяться от действия солнечного тепла и сжиматься на морозе, но который зато во всех других отношениях будет вполне безукоризнен. Если такой слой дегтя покрыть масляною краскою, содержащей немного терпентинного масла, то связывающее вещество дегтя дегтярное масло сразу растворяется с поверхности. Молекулы освобождающегося таким образом углерода проникают в масляную окраску, смешиваются с льняным маслом, обнаруживаются в виде желтых пятен, причем смешение дегтярного масла с льняным задерживает окисление последнего: масляная краска или вовсе не будет сохнуть, или же только с большим трудом.
То же или почти то же произойдет при окрашивании карболинеума, для которого непригодна также и водяная окраска, ибо и она получает желтый оттенок. По всем этим причинам окрашивание дегтя и карболинеума представляется трудным вопросом в техническом отношении, который еще более затрудняется тем, что деготь в толстых слоях легко трескается от колебаний температуры, и образующиеся при этом трещины могут иногда достигнуть 8-10 сантиметров ширины. На светлом фоне такие трещины резко бросаются в глаза, но избежать их трудно, разве только если нанесенный слой дегтя посыпать песком, и тогда получится более или менее удовлетворительный грунт под масляную окраску.
При покрытии масляной краской поверхности из дегтя или карболинеума надо принять меры, чтобы на окраске не появилось желтых пятен и чтобы окраска высохла. Для этого необходимо помешать растворению дегтярного масла в льняном и в терпентинном маслах.
Такое растворение можно сделать только до тех пор, пока связывающее вещество находится в жидком состоянии. Отсюда понятно, что медленно высыхающая масляная краска лучше растворяет деготь, чем быстро высыхающая.
Вот почему приходится прибегнуть к помощи изолирующего слоя: последний или совсем не должен содержать названных растворений, или же так быстро сохнуть, чтобы расширение произошло только в слабой степени.
Такую изолирующую окраску делают из смеси 70 частей копалового лака и 30 частей терпентинного масла; пигментом может служить охра или какое-либо другое красящее вещество, способное смешиваться с большим количеством масла. Можно изолировать также, покрывая несколько раз шеллаком или средней крепости раствором костяного угля. Хорошая изоляция получается при помощи каучукового раствора.