Этот нехитрый агрегат может развивать громадную силу. Посредством воротов (кабестанов) на Дворцовой площади в Петербурге была установлена Александрийская колонна весом 704 т при длине монолита 25,6 м и диаметре в основании 3,5 м. Благодаря воротам заняли свои места все колонны Исаакиевского собора. Эти устройства использовались в ходе сооружения египетских пирамид.
При закатывании бревен на сруб, помимо ворота, необходима мачта с блоком на вершинке, которая устанавливается в центре сруба.
Ворот монтируется из подручных материалов. Главная его деталь — вал, который ранее был частью ленточного транспортера. Он представляет собой трубу диаметром 10 см и длиной 60 см. К торцам, закрытым дисками, приварены короткие оси. Этими осями вал упирается в стойки, где под них вырублены неглубокие ниши, выполняющие роль подшипников. Чтобы уменьшить трение, под каждую ось вбито по гвоздю. Вываливание вала из подшипников также предупреждается парой гвоздей, поставленных под углом к осям. Вершинки стоек соединены перекладиной. Их устойчивость обеспечивается двумя оттяжками.
В 20-25 см от правого края вала (можно от левого, это безразлично) проделаны сквозные отверстия, оси которых расположены под прямым углом одна к другой. В них вставляются полутораметровые трубки диаметром 20 мм, служащие рычагами для вращения вала. Они не приварены, что позволяет разбирать ворот на отдельные элементы. Рычаги заклиниваются деревянными клинышками.
Ворот ставится боком к одной из стен на таком удалении, чтобы он не мешал закатыванию бревен (5-6м).
Мачта, которая поставлена внутри сруба, должна быть такой высоты, чтобы поднималась над последним венцом хотя бы на 1 м, заглубляется в землю на 30-40 см и фиксируется четырьмя оттяжками, ориентированными на углы сруба. Через блок на вершине пропускается тяговый тросик ворота диаметром 3 мм. Блок удерживается поводком, который позволяет блоку при натяжении тягового тросика автоматически располагаться против стены, на которую предстоит закатывать бревно.
Тросик ворота при монтаже подъемного устройства сначала проводят через разгрузочный блок, который лежит прямо на земле, в 3-4 м от стоек. Затем его пропускают через блок мачты и вытягивают на такую длину, чтобы можно было обогнуть бревно сверху и прикрепить свободный конец к мачте. После выполнения этой операции подъемное устройство готово к использованию.
Подъем бревна на сруб не отличается особой сложностью. По краям стены, на которую надо закатить бревно, ставятся две слеги. Чем положе они установлены, тем легче закатывать. Бревно располагается вдоль стены у основания слег с небольшим выходом торцов за углы сруба. На него накладывается тяговый тросик так, чтобы поделить на две части, примерно равные по весу, а не по длине. Иначе более тяжелая комлевая часть может соскользнуть со слеги. Свободный конец тросика протаскивается под бревном и с помощью карабина крепится к мачте выше стены на диаметр поднимаемого бревна. Если закрепить ниже, тросик будет мешать закатыванию. После этого можно приступить к собственно операции закатывания. Трения между тяговым тросиком и бревном окажется достаточно, чтобы бревно вращалось, а не ползло юзом.
В кинематической схеме подъемного устройства исключительно важную роль играет разгрузочно-направляющий блок. При отсутствии такого блока тросик с вала уходил бы прямо на мачтовый блок, то есть вверх. А это означает, что усилия, прилагаемые на вал посредством рычагов, стремились бы вырвать его из стоек. Сориентированный на середину вала и расположенный на поверхности земли, разгрузочный блок меняет направление силы — тросик тянет вал вниз, а не вверх, упрочивая позицию стоек. Кроме того, блок почти в два раза уменьшает нагрузку на вал и тем самым существенно облегчает работу. Благодаря ему тросик в натянутом состоянии наматывается на вал, как нитка на катушку, виток за витком. Блок располагается со стороны, противоположной подшипникам, вследствие чего вал надежно удерживается стойками. Его ставят против мачты и крепят куском прочного троса к металлическому колу.
После выбора слабины тросика надо проверить состояние рабочих элементов подъемной системы.
С этой целью вращение вала прекращается и на один из рычагов надевается стопорная петля. При осмотре прежде всего следует убедиться в том, что тросик правильно вошел в разгрузочный и мачтовый блоки. Иногда он оказывается не в желобе, а между диском и серьгой — и при натягивании заклинивается в этом положении. Извлечь его оттуда — хлопотливое дело, особенно если это произошло на мачтовом блоке. Необходимо также проверить, правильно ли бревно лежит на слегах после натяжения тросика. Оно должно располагаться параллельно поверхности земли, при этом концы его должны равномерно выходить за углы.
После контрольной проверки можно продолжать подъем. В процессе накатывания бревна необходимо иметь в виду, что комлевая часть будет несколько опережать вершинную, поскольку диаметр ее больше. Поэтому в ходе подъема приходится 2-3 раза стопорить ворот и исправлять положение бревна. Один из его концов всегда можно сдвинуть без особых усилий вверх или вниз по слеге, что называется, голыми руками. Если бревно слишком тяжелое, следует применить в качестве рычага лом или прочный деревянный шест. Лежащее на слегах бревно легко поддается таким манипуляциям. Нетрудно также подвинуть его вдоль оси. Для этого достаточно ударить по торцу „обухом топора, легким молотом или даже молотком. Это зависит от веса бревна.
При выполнении корректирующих действий необходимо соблюдать элементарную технику безопасности. Основной ее принцип — не стоять на пути возможного скатывания или падения бревна. Оно в любом случае должно проскользнуть мимо. То есть требуется всегда находиться за пределами торцов. С целью безопасности между стеной сруба и воротом нелишне расположить какое-нибудь препятствие (скажем, кол). При подъеме бревна на сруб такая защита гарантирует его остановку в случае неожиданного скатывания в сторону ворота.
Когда поднимаемое бревно достигнет верха стены, могут возникнуть некоторые проблемы. Иногда оно упирается в торцы боковых стен. Для предупреждения такой ситуации под верхние, концы слег предварительно подкладываются дощечки нужной толщины, чтобы бревно оказалось выше уровня торцовых спинок. Тогда оно плавно закатывается на сруб.
Возможен и второй способ. Когда бревно уперлось в торцы, ворот ставится на стопор. Ломиком или каким-нибудь другим рычагом приподнимают один из концов бревна, и, подчиняясь силе натянутого тросика, оно вползает на боковую стену. Ту же операцию проделывают и со вторым концом.
Но здесь строителя может ожидать подвох. При чрезмерно натянутом тросике движение конца окажется слишком динамичным. В результате рывка бревно может соскользнуть со стены внутрь сруба. Чтобы этого не произошло, надо предварительно вбить в спинки боковых стен по скобе на расстоянии 25-30 см от торцов. Скобы гарантированно затормозят движение бревна.
На операцию накатывания уходит 15-20 мин, при каких-либо осложнениях — больше. Подъем не требует от строителя значительных мускульных напряжений. При весе бревна, скажем, 100-150 кг, к рычагам ворота достаточно приложить усилие, сопоставимое с весом ведра с водой (10-15 кг). Бревна закатываются на сруб, что называется, играючи. Объясняете я это просто. Основной вес бревна принимают на себя с леги.
Благодаря этому для ворота бревно оказывается легче как минимум наполовину. Оставшийся вес почти вчетверо уменьшают разгрузочный и мачтовый блоки. Помогает также закон рычага. Длина рычага, посредством которого вращается вал ворота, около 70 см, а длина противостоящего рычага, то есть радиуса вала, в нашем случае составляет всего 5 см. Разница в 14 раз. В таком масштабе рычаг увеличивает силу руки.
Вышеприведенные подсчеты, конечно, несколько идеализируют реальную ситуацию. Ведь поверхность слег далека от предельной гладкости, да и бревна не безупречно цилиндрические. Тем не менее практика убеждает в том, что не надо жалеть время на устройство ворота. Когда бревно поднято на сруб, обработать его (вырубить соединительные лапы и желоб) способен даже мало-мальски крепкий пенсионер.