В своем развитии витражи прошли несколько периодов.
Первые витражи, сведения о которых дошли до наших дней, составлялись из неоднородного и не совсем прозрачного стекла или из тонких пластин из селенита.
Первые прототипы средневековых витражей относятся к VII в.
В романский период, с 1050-1150 гг., витражи украшались разнообразными элементами, например стилизованными цветочными или декоративными орнаментами.
Попутно о терминах
Сросшаяся прорость — порок древесины, представляющий собой след от закрытой прорости вытянутой формы на поверхности шпона.
Наиболее значимым для становления витража считается период готики, когда появление медальонов, ронделей дало новый толчок развитию этого искусства. Окна превращаются в своеобразный эквивалент рукописных текстов, представляя жизнь святых.
Необыкновенно популярными витражи стали в эпоху Средневековья. Они посвящались религиозной тематике, а игра света и яркие краски оказывали на человека сильнейшее воздействие, по степени которого зитражи практически приближались к иконам. Поскольку изготовление витража стоило очень дорого, их можно встретить только в соборах и дворцах.
Уникальные эффекты витража создавались за счет прозрачной основы (цветного стекла) и черной краски, которой прорисовывались контуры и которая не была прозрачной.
До начала XIV в. в качестве основы применяли только черную и коричневую гризайль. Но в это время быта заново открыта серебряная краска.
К искусству витража обращались художники разных эпох. Среди них А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, Ф. Ле-же и др.
Витражное искусство в России имеет не столь длинную историю. В Древней Руси оконницы заполняли разными по размеру кусочками слюды, которые могли сопровождаться ажурными накладками из олова, жести, чем-то они напоминали витражи. Есть сведения, что встречались слюдяные оконницы со стилизованными изобракениями животных и людей. Их, видимо, можно считать аналогами западноевропейских витражей.
Первые сведения о витражах, которые украшали русские постройки, относятся к эпохе Екатерины Великой. Но и эти факты незначительны, а сами образцы не сохранились.
Настоящая история русского витража начинается с 1820-х гг., когда осуществлялись разработки в этой сфере стекольного дела.
На протяжении XIX в. витражи активно используются для декорирования не только культовых, но и светских зданий. В качестве примера можно привести установку стеклянной иконы в алтарном окне Исаакиевского собора, что окончательно утвердило витраж как элемент декора в русском православном зодчестве.
В 1890-1917 гг. в Петербурге функционировали два десятка мастерских по изготовлению витражей.
Попутно о терминах
Створка — это деталь оконного блока, имеющая рамочную конструкцию, светопрозрачное заполнение; соединяется с коробкой с помощью шарнирной или скользящей связи.