При резке шпона поперек подрезают ближний к себе край, благодаря чему исключается откол в конце процесса. При резке вдоль, чтобы срез был ровным, не следует давить на нож. При движении наискось перерезают каждый слой очень осторожно, иначе линия получится неровной.
Подготовленные штапики разрезают на фигуры — квадратики, треугольники и прочее. Углы фигур не отломятся, если резку начинать от вершины.
Попутно о терминах
Малка представляет собой инструмент, с помощью которого измеряют и переносят угол детали с одной рабочей поверхности на другую.
Часто приходится выполнять криволинейные фигуры. Для этого рисунок наносят на шпон так, чтобы угол оезки относительно волокон был больше или меньше 90°. Если нет циркуля-резака, то округлые элементы нужно резать как многоугольники с большим количеством ребер.
Если требуется много деталей одного формата, шпон складывают в стопку.
Срезы можно обработать фуганком, если они получились неровными.
Фигурная резка имеет определенные особенности. Для этого подбирают кусок шпона, который будет играть роль фона, наносят на него рисунок и вырезают те места, какие заменят другие элементы. Затем фоновый лист накладывают на лист, из которого будет вырезаться элемент, и наносят по краям риски. По ним вырезают деталь и вставляют в отверстие фона.
При изготовлении мозаики в технике маркетри используют два способа:
1) мозаику наклеивают (используя крахмальный клейстер) на основу или изделие, предварительно перенеся на них рисунок;
2) мозаику наклеивают на бумагу или клейкую ленту. Для этого рисунок копируют на лист бумаги и обклеивают мозаичным узором, после чего переносят на поверхность изделия.
Делают это так: лист приклеивают лицевой стороной, после чего бумагу удаляют. Главное — не забыть, что рисунок должен быть зеркальным. Если используют клейкую ленту, то ее нарезают небольшим полосками, чтобы потом было легче счищать.
При наклеивании мозаики необходимо следить, чтобы элементы максимально плотно прилегали друг к другу.
Выполняя мозаику, требуется как можно меньше дотрагиваться до деталей, чтобы не оставить на них жирных следов.
Поэтому лучше пользоваться, например, шилом. Но и здесь следует быть осторожным и не прокалывать деталь насквозь.
Чтобы мозаичный узор хорошо держался на изделии, его поверхность обрабатывают рашпилем.
После высыхания узора бумагу или ленту снимают, набор зачищают циклей и шлифуют наждачной шкуркой № 6 или 8. Шлифовать следует осторожно, чтобы пыль с темных элементов не попала на светлые.