Начинают с подготовки стен. На них устанавливают обрешетку из деревянных брусьев. Брусья обрешетки располагают на ширине кусков утеплительного материала. В зависимости от материала, из которого построены стены дома, обрешетку крепя на саморезы или пластиковые дюбели.
Между брусьями укладывают утеплительный материал. Его рекомендуется фиксировать тарельчатыми дюбелями.
Затем стены обшивают влагостойкой фанерой толщиной 12 мм. Сверху укладывают паро- и ветрозащитный материал. Его куски крепят внахлест, а стыки надежно заклеивают строительным скотчем. Сам материал прибивают к основе строительным степлером.
Особое внимание уделяют оконным и дверным проемам. Вокруг проемов и на углы набивают рейки шириной от 20 до 35— 40 см. В отдельных случаях, когда того требует дизайн, рейки могут быть и шире.
Желательно, чтобы окантовочные рейки были изготовлены из хвойных пород деревьев. Их текстура лучше сочетается с цементно-волокнистыми панелями.
Панели сайдинга крепят не к фанерной обшивке, а к обрешетке. Однако понятно, что за фанерой и слоями изолирующих и утеплительных материалов стоек обрешетки уже не видно. Чтобы не промахнуться мимо них при монтаже, места прохождения стоек обрешетки рисуют в виде линий с помощью фломастера. Разметку делают на том слое, который оказался сверху, т. е. на ветрозащитной пленке. В дальнейшем при монтаже панели прибивают, ориентируясь на разметку.
После того как подготовка стен завершена, приступают к монтажу горизонтальной дистанционной планки. В этом качестве можно использовать деревянные рейки подходящей толщины, обрезки сайдинг-панелей или Z-образный оцинкованный профиль. Последний вариант предпочтительней: Z-образный профиль имеет нужную толщину и отличается устойчивостью к воздействию внешних факторов. Он не гниет, не впитывает влагу, которая попадает под облицовку. Кроме того, Z-профиль прост в монтаже. Если над оконными и дверными проемами планируется укрепить панели полной ширины, над ними также устанавливают Z-профиль. Дистанционная планка необходима для того, чтобы задать правильный угол наклона панелей.
Наконец, приступают к обшивке стен рядовыми панелями цементно-волокнистого сайдинга. Работы ведутся снизу вверх. Панели монтируют с нахлестом. Если ширина сайдинга 200 мм, нахлест делают в 25 мм. Это та ширина, на которую верхняя панель заходит на нижнюю. Чтобы нахлест был одинаковым по всей длине ряда и зысоте обшивки, используют специальные шаблоны.
В идеале величина нахлестов должна быть одинаковой по всей площади обшивки. На деле такое возможно только в том случае, когда дом изначально проектировался с учетом будущей обшивки. Хотя даже тогда возможны неточности в размерах. Если же дом строился, когда вариант обшивки еще не был выбран, то скорее всего расстояние между оконными проемами и верхними кромками стен будет больше или меньше ширины примыкающих к ним панелей. Проще говоря, сайдинг не впишется в оставшуюся для него полосу стены. Чтобы этого избежать, нужно на несколько миллиметров увеличить или уменьшить нахлест панелей. Например, если ширина панелей 200 мм, надо смещать их вверх на 5—7 мм. Благодаря этому, получится выгадать до 70—80 мм на каждых 2 м.
Самый ответственный этап — крепление первой нижней панели. Она должна располагаться по строго горизонтальной линии, параллельно верхней линии стены, на которую монтируется сайдинг. Эта панель будет служить ориентиром для монтажа других панелей. Небольшие перекосы, отклонения от прямого угла, горизонтали, вертикали — обычное дело. Визуально это незаметно. Однако если не выправить эти отклонения при монтаже сайдинга, вся обшивка получится перекошенной, и это уже будет бросаться в глаза. Если первая нижняя панель закреплена правильно, все оставшиеся ряды сайдинга будут ровными, а изъяны стены окажутся скрыты.
В процессе монтажа панели раскраивают на куски необходимой величины. При разрезании панели в воздух летят мельчайшие частички цемента. Оседая на поверхности панели, они впитывают содержащуюся в воздухе влагу и схватываются. Это вредит внешнему виду сайдинга. Поэтому при раскройке материала разрезанные панели надо сразу же протирать мягкой тканью, чтобы удалить цементную пыль.
Переносить панели с места на место надо с величайшей осторожностью. Нельзя поднимать цементно-волокнистую панель плашмя, держа ее за середину: от этого сайдинг ломается. Рекомендуется переносить панели вдвоем, держа их ребром, чтобы они не деформировались.
Панели цементно-волокнистого сайдинга крепят на гвозди. Чтобы острие гвоздя не раскололо панель, настоятельно рекомендуется сначала просверлить в ней отверстия и только потом уже в них вбивать гвозди. В торцах отверстия сверлят насквозь, в верхней части панели — в половину ее толщины.
Гвозди вбивают не слишком плотно, а так, чтобы шляпка находилась вровень с плоскостью панели.
В некоторых случаях панели сажают не на гвозди, а на строительный клей для бетонных поверхностей. К такому способу прибегают, например, когда необходимо прикрепить под окном узкую полоску сайдинга. Панель равномерно смазывают клеем устанавливают и фиксируют гвоздями без шляпок.
Обычно панели подрезают так, чтобы их торцы можно было закрепить на обрешетке. Панели располагают со смещением, в шахматном порядке.
Если расстояние между стойками обрешетки не кратно длине панелей, то в процессе монтажа образуется много отходов. В этом случае можно обойтись без обрезки панелей и крепить их как есть.
Рекомендуемые температурные зазоры для панелей цементно-волокнистого сайдинга — не менее 4 мм, а между окантовкой и панелями 2—3 мм. Зазоры заделывают эластичным герметиком. В результате, с одной стороны, в обшивке не остается щелей, а с другой — панели сохраняют подвижность, у них есть пространство для расширения от влаги и температуры. Герметик впоследствии окрашивают вместе с панелями.
После завершения монтажа обшивку осматривают. Царапины, сколы и прочие дефекты замазывают шпатлевкой для бетонных оснований.
Бетонные основы являются самыми распространенными в строительной сфере. При их использовании фактически нет строительных браков, поверхности получаются ровными. Хотя сразу нельзя подвергать окончательной обработке поверхности, так как имеются присущие им дефекты, пузырьковостъ и следы опалубки. Для их устранения используют специальные выравнивающие составы.
Финальный этап — окраска панелей.