При приложении нагрузки мгновенно проявляются упругие деформации. При повышенных напряжениях (больше 30% прочности) к ним добавляются развивающиеся в течение некоторого времени пластические деформации.
Кроме обычного (или статического), используется также динамический модуль упругости. Он определяется неразрушающими методами (например резонансным) и применяется при изучении изменений структуры бетона при испытаниях на морозостойкость или коррозионных воздействиях. Динамический модуль упругости примерно на 10% больше статического.
Важное значение для эксплуатационного поведения бетона имеют и его предельные деформации. Они достаточно низки, особенно предельная растяжимость. Предельная сжимаемость бетона составляет 0,15—0,3%, предельная растяжимость 0,01— 0,015%. Эти величины позволяют отнести бетон к хрупким материалам (т. е. разрушающимся уже при небольших деформациях).
Ползучесть бетона
Пластические деформации загруженного бетона затухают в течение короткого времени (менее 1 ч.). Но при существенном увеличении длительности наблюдений (до многих дней) можно установить, что они все же продолжаются, хотя с гораздо меньшей интенсивностью. Эти медленно развивающиеся во времени деформации под нагрузкой называются ползучестью. Они также затухают, но для этого уже требуются месяцы, а иногда и годы.
Бетон «ползет» в направлении приложенной нагрузки (сжатые конструкции укорачиваются, растянутые конструкции или их зоны удлиняются). Если упругие деформации под нагрузкой претерпевают оба компонента бетона, как цементный камень, так и заполнители), то причины ползучести, как и усадки, заключены в цементном камне. А еще точнее — в цементном геле: частицы гидросиликатов, окруженные водными оболочками, под нагрузкой смещаются одна относительно другой. Но так как вода находится в сильно адсорбированном («остеклованном») состоянии, эти перемещения протекают крайне медленно. Кроме того, заполнители сдерживают деформации ползучести цементного камня.
Ползучесть оказывает противоречивое влияние на свойства бетона и конструкций. Негативные аспекты: увеличивается прогиб изгибаемых конструкций, снижается напряжение в предварительно напряженной арматуре.