Размещение технологического оборудования должно быть выполнено в соответствии с технологической последовательностью выполнения операций по монтажу ГТС. Участок для испытания (опрессовки) ГТС и их технического обслуживания должен быть отделен от остальных помещений, а также принудительно-вытяжной вентиляцией (обеспечивающей трехкратный воздухообмен). Участок для монтажа ГТС должен быть обеспечен сжатым воздухом источника, расположенного снаружи помещения. На участке для монтажа ГТС должны иметься: установка для мойки агрегатов и узлов ГТС (типа М-312); стенд для диагностики и регулировки ГТС (типа К278А); компрессорная установка и аккумулятор сжатого воздуха; тележка для транспортировки газовых баллонов; кран-балка грузоподъемностью 1 т.; пост для текущего ремонта ГТС (типа Р-991); специнструмент для ГТС (типа И-139). Компрессорный участок должен располагаться в изолированном помещении и помимо компрессора должен содержать аккумулятор сжатого воздуха.
Следует отметить, что при эксплуатации участка для испытания (опрессовки) ГТС и их технического обслуживания, компрессорной установки и аккумулятора необходимо соблюдать требования правил Госгортехнадзора Российской Федерации.
На территории участка для монтажа ГТС на видном месте должны быть вывешены схемы устанавливаемых ГТС, а также схемы их монтажа на автомобиле.
Перед началом выполнения работ специалист выполняющий монтаж ГТС должен ознакомиться с технической документацией (руководством производителя по установке ГТС или внутренним стандартом предприятия на выполнение монтажа ГТС, утвержденным приказом директора предприятия) и правилами техники безопасности. На видном месте участка для монтажа ГТС должны быть вывешены: правила пожарной безопасности с фамилией, именем, отчеством лица, ответственного за пожарную безопасность; фактический адрес центра по дооборудованию автомобилей ГТС; действующие сертификаты на монтируемую газобаллонную аппаратуру; сертификат, выданный центру местными органами Госгортехнадзора Российской Федерации на право дооборудования автомобилей газовыми топливными системами для работы их на газовом топливе.
Особенности монтажа баллонов со сжатым газом. Монтаж баллонов следует выполнять в следующей последовательности:
1. Произвести монтаж запорного вентиля на баллоне (если баллон поставляется без запорного вентиля). Для этого сначала необходимо нанести слой герметизирующей (тефлоновой) смазки на всю поверхность резьбы ввертываемой части вентиля. Затем, предварительно установив защитный кожух при наличии, ввернуть вентиль в баллон на всю длину резьбовой части вентиля (усилие затяжки 55 кгс • м) и удалить излишки герметизирующей смазки снаружи баллона. Запорный вентиль обычно устанавливается в защитном кожухе. Этот кожух изготавливается герметичным, мягким и прозрачным, что позволяет распознавать положение рукоятки (открытое или закрытое) и в случае необходимости закрывать либо открывать вентиль, не снимая этой крышки. Кожух для защиты от возможной утечки газа в месте соединения вентиля с баллоном должен быть снабжен двумя гофрированными вентиляционными шлангами, которые выводятся снаружи автомобиля.
2. Баллон (или баллоны) со сжатым газом должны быть установлены на автомобиле в согласованном с производителем ГТС месте. Не допускается устанавливать баллоны в салоне автомобиля. Схема установки баллонов на автомобиль должна быть приложена к свидетельству об установке ГТС.
3. В случае установки нескольких баллонов со сжатым газом запорные вентили должны быть расположены с одной стороны от группы баллонов, причем запорные вентили должны быть легко доступны.
4. Схема соединения баллонов должна быть параллельной и при этом должна обеспечивать возможность заправки любого баллона, либо питания газовым топливом ДВС в то время, когда любой баллон из комплекта баллонов закрыт.
Установка сапунов системы вентиляции.
Для установки сапунов (вентиляционных патрубков) системы вентиляции должны быть выполнены два отверстия 2—3 мм, а затем должен быть выполнен монтаж сапунов, причем выше уровня газового баллона. При сверлении отверстия под вентиляционный патрубок сначала следует сверлом примерно 5 мм просверлить необходимое количество отверстий в форме круга. Зазоры между отверстиями должны быть примерно 2—3 мм. Диаметр круга должен соответствовать диаметру сапуна (вентиляционного патрубка). Затем удалить этот круг, разрывая с помощью отвертки тонкие перемычки между просверленными отверстиями. После этого выровнять с помощью полукруглого напильника края отверстия под сапун (вентиляционный патрубок).
Установка трехходового заправочного клапана и трубопроводов.
Клапан имеет узел для соединения с заправочным пистолетом, а также имеет пробку.
Установка трехходового заправочного клапана на кузове автомобиля осуществляется с помощью кронштейна, болтов М8х14, гаек М8 и шайб, включая пружинные. К этому клапану должен быть обеспечен свободный доступ.
Установка газопровода производится следующим образом. Сначала монтируется стальной газопровод (от баллона) на кузове автомобиля сталь. Расположение элеменными скобками, которые кре- Тов трехходового заправочного пятся винтами с гайками, или клапана шурупами-саморезами через каждые 10 см длины газопровода. Не допускается закреплять газопровод на кузове автомобиля скобами с интервалом более 10 см. При монтаже этого участка газопровода, в целях придания ему эластичности, следует выполнить несколько компенсационных витков (из него) непосредственно перед соединением его с трехходовым заправочным клапаном (не более 3 витков). Газопровод для этого изгибается на витки диаметром 70—100 мм.
Установка редуктора.
Редуктор должен монтироваться в доступном месте на кронштейнах, предварительно установленных на стенке моторного отсека с помощью болтов М8х14, гаек М8 и шайб, включая пружинные. После этого монтируется шланг подачи газа от редуктора к смесителю. Необходимо отметить, что смеситель должен быть предварительно смонтирован на карбюратор с применением клея, например, БФ-2. Примерное расстояние между смесителем и редуктором 50 см. Затем с использованием тройников шланги для для подогрева редуктора соединяются с системой охлаждения ДВС. Следует отметить, что соединение элементов подогрева редуктора в некоторых конструкциях ГТС может выполняться посредством металлических рукавов через соответствующий регулирующий кран с выпускным коллектором ДВС.
Особенности установки элементов системы выбора топлива, и элементов электрооборудования.
Система выбора топлива включает в себя следующие элементы: переключатель вида топлива, который в некоторых конструкциях ГТС может быть выполнен в виде электронного блока, с указанием количества газа в баллоне (баллонах); отсечной бензиновый ЭМК; отсечной газовый ЭМК. Некоторые конструкции ГТС работающих на сжатом природном газе не имеют отсечного электромагнитного газового клапана в результате применения редуктора специальной конструкции. Переключатель обычно при монтаже устанавливается вблизи водителя, а ЭМК — в доступном месте в моторном отсеке.
Следует отметить, что в некоторых конструкциях ГТС у ЭМК бензина или ЭМК газа может быть предусмотрена возможность открывания самого клапана вручную (при выходе из строя электромагнита).
Примечания,
1. При монтаже вентили и другие соединительные детали предварительно смазываются свинцовом глетом, или герметиком на основе тефлона, или свинцовым суриком.
2. При выполнении монтажа арматуры баллона следует использовать ключи обеспечивающие усилие затяжки 55 кгс-м.
3. При монтаже ГТС целесообразно иметь в наличии индикатор-течеискатель с действующим свидетельством о поверке. Таким прибором может быть, например, индикатор-течеискатель ROBINAR RA 16600 (Италия), либо индикатор-течеискатель ROBINAR RA 16352 EU (Италия).
4. Заправочное устройство следует при монтаже размещать так, чтобы подсоединение к нему обеспечивалось снаружи и справа по ходу движения АТС.
5. Элементы ГТС не должны уменьшать дорожный просвет (клиренс) АТС. Это необходимо проверять в соответствии с ГОСТ 22766-91.
6. Запрещается соединение между собой газопроводов внутри салона автомобиля или автобуса, а также внутри замкнутого пространства фургонов и кабин грузовых автомобилей.
Особенности монтажа элементов ГТС, работающих на сжатом природном газе
- 10/04/2014
- 2411 views
Общие требования к технологическому оборудованию и выполнению работ.