Особенности диагностики турбокомпрессора

Особенности диагностики турбокомпрессора

Перед началом диагностики проверить наличие соответствующего состояния системы вентиляции картерных газов ДВС.

Затем при работе ДВС проверить отсутствие течи воздуха в соединениях турбокомпрессора с применением, например, мыльного раствора. Все воздухоподводящие элементы не должны иметь механических повреждений. Проверить отсутствие течи масла из турбокомпрессора Необходимо отметить, что повышенное давление в картере ДВС может остановить сток масла из турбокомпрессора и привести к течке масла из него. При необходимости выявленные дефекты следует устранить.

После этого проверить работоспособность воздушного фильтра. При необходимости производится его замена.

Далее необходимо проверить наличие соответствующего давления масла, поступающего к подшипникам турбокомпрессора.

Затем проверить наличие соответствующего давления наддувочного воздуха обеспечиваемого с помощью турбокомпрессора, например, с помощью приспособления КИ-28095, предназначенного для измерения давления наддувочного воздуха. Это приспособление можно заменить манометром, соединенным шлангом со штуцером, который ввертывается в соответствующее резьбовое отверстие нагнетательного коллектора турбокомпрессора. При выполнении этого проверки ДВС должен работать на номинальной частоте вращения коленчатого вала, примерно составляющей 1900-2200 об/мин и зависящей от конкретной конструкции ДВС. Частоту вращения коленвала при этом следует контролировать по штатному или дополнительно устанавливаемому тахометру. Номинальное давление наддува при этом для турбокомпрессора ДВС грузового автомобиля примерно составляет 0,05—0,1 МПа и зависит от конкретной конструкции ДВС. Следует сравнить измеренную величину давления наддувочного воздуха с нормативной. Уменьшение величины давления наддувочного воздуха (при отсутствии утечек в соединениях и засоренности воздушного фильтра) более чем примерно на 15% свидетельствует о наличии дефекта турбокомпрессора.

Затем проверить работу элементов системы регулирования турбо-наддува (при наличии) — клапана, механизмов поворота лопаток, регулируемого соплового аппарата и др.

После этого необходимо проверить наличие соответствующего времени «выбега» ротора и отсутствие несоответствующего шума работы турбокомпрессора при этом. Для этого частоту вращения коленчатого вала ДВС следует довести до частоты примерно 3000 об/мин, а затем заглушить двигатель. С помощью секундомера при этом измерить время выбега. Ровный и постепенно затухающий примерно в течение 20 с, при вращении ротора после выключения ДВС звук, и отсутствие посторонних шумов свидетельствует об отсутствии несоответствующего дисбаланса ротора турбокомпрессора и дефектов его элементов.

При наличии при вращении вала ротора турбокомпрессора звука высокого тона похожего на звук выбега ротора центробежного маслоочистителя, возникающего после остановки ДВС, необходимо проверить осевой и радиальный зазоры ротора. Для определения наличия соответствующего осевого и радиального зазоров между валом ротора турбокомпрессора и подшипниками следует сначала обеспечить доступ к валу ротора. После этого измерить эти зазоры с применением приспособления с индикатором часового типа и сравнить Результаты измерений с допустимыми для данной конструкции турбокомпрессора.

Примечания.

1. При наличии в конструкции ДВС нескольких турбокомпрессоров применяемые методики диагностики аналогичны вышепредставленным.

2. При наличии в турбокомпрессорах клапанов или регулируемого соплового аппарата, управляемых посредством привода по команде от электронного блока управления, диагностику этой электроаппаратуры следует выполнять с применением осциллографа.

3. При установке турбокомпрессора на ДВС необходимо выполнить следующие операции:

  • установить турбокомпрессор на коллектор или блок ДВС;
  • установить линию слива масла;
  • заполнить маслом отверстие подачи масла;
  • провернуть вручную несколько раз вал турбокомпрессора (вал должен вращаться свободно);
  • установить линию подачи масла;
  • проверить отсутствие механического повреждения (пережатия и др.) линий подачи и слива масла и при необходимости устранить выявленные дефекты;
  • установить новые масляный и воздушный фильтры;
  • установить элементы подачи воздуха;
  • прокрутить ДВС с помощью стартера не более 10 сек, чтобы обеспечить подачу масла к турбокомпрессору;
  • запустить ДВС и дать ему проработать на холостом ходу 3—4 мин, до того как увеличить частоту вращения коленчатого вала;
  • заглушить ДВС и проверить уровень масла в турбокомпрессоре. Уровень масла не должен быть выше точки возврата масла из турбокомпрессора в ДВС. Высокое давление в картере ДВС, либо пережатие или засорение линии слива может остановить сток масла и являться причиной течи масла из турбокомпрессора;
  • проверить при работе ДВС на средних оборотах отсутствие утечек воздуха и масла из турбокомпрессора, и при необходимости устранить выявленные дефекты.
(0 голосов)

Последние публикации